История факультета из первых рук

…Когда по земле еще бегали динозавры, и не было 28-го корпуса...

Шестнадцатилетию ФАКС посвящается…:)

Шестнадцать лет назад я как раз готовилась отмечать свое четырехлетие и ни о каких «авиационных и космических системах» даже и не помышляла. А ведь именно в те «недалекие, но мятежные» перестроечные 90-е годы родился наш факультет. Однажды Михаил Антонович познакомился с Александром Васильевичем и собрал на ФАКСе самых замечательных специалистов и просто прекрасных людей. Однако сам корпус нашего факультета появился несколько позже... Обо всем этом и многом другом мне рассказали те, кто стоял у истоков факультета авиационных и космических систем. 

 


Как-то на паре английского.

– Who made the great contribution in modern aviation? Do you know the names of Russian and Ukrainian scientists in air and space systems?

– Lyulka, Antonov, Tupolev, Kibalchich and others…

– Who else?

– Kuziakin?!

Юрий Петрович Кузякин из тех про кого студенты говорят без лукавства – «добрейшей души человек». Трудно поверить, что у этого преподавателя 12 медалей СССР, и что он лично занимался запусками ракеты «Восток», настолько он мил и корректен. Мечта любого экзаменующегося. То, что он мне рассказал, легко могло быть стать лучшей брошюрой для абитуриентов.

– В 1990 году в КПИ появилось новое направление, называлось оно «летательные аппараты», и я сразу начал преподавать. Направление это зародилось в недрах кафедры теоретической механики. В 1993 году сформировался факультет, на который я тоже был приглашен в качестве преподавателя. С тех пор наш факультет и эта кафедра работают по направлениям различных летательных аппаратов, по проектированию, технологиям и так далее. Со временем охватываемый объем летательных аппаратов увеличивался, если мы начинали с ракет, то сейчас в наших планах предусмотрено изучение беспилотных летательных аппаратов, различных самолетных конструкций. И главное, что сейчас студенты принимают участие в разработке нашего факультетского микроспутника зондирования земной атмосферы. Это то, чем сейчас занимается Лев Михайлович Рыжков.

– Каким был первый выпуск факультета и Ваш лично?

– Прекрасный был выпуск! Многие из первых моих выпускников стали преподавателями нашей кафедры – Вадим Колесниченко – бывший мой студент, Александр Прохорчук – кандидат технических наук, Апостолюк – кандидат технических наук, преподаватель и у нас, и в НАУ – у наших конкурентов – все они мои бывшие ученики. Еще один мой выпускник защитил дипломный проект, который очень заинтересовал одну крупную канадскую фирму, и он сейчас там работает. Проект самолета абсолютно круглой формы, очень оригинальной конструкции…Потом, есть еще такой у меня выпускник – Семенов – он считается очень хорошим специалистом в области авиации и приглашен на работу в Австрию. Многие выпускники (и нынешние, и прежние) работают на АНТК «Антонов» и весьма успешно.

– Серьезные ли различия существуют между первым выпуском и нами? Или, если перефразировать, насколько они были лучше…

– Что вы! Вы «сильно лучше»! (улыбается) Ну, конечно, основным недочетом первого выпуска была недостаточная техническая база – вы сейчас можете делать дипломные проекты значительно интереснее тех, которые делались когда-то, существенно расширилась схема обучения. Не хочу сказать, что вы соображаете хуже тех, кто был в наших первых выпусках – и у вас, и у них были сложности. У них – малая компьютеризованность, у вас все наоборот, вы более грамотны в некоторых вопросах, но совершенно не умеете, например, чертить вручную. А вообще, хорошие студенты были, есть и будут всегда!

– Расскажите, пожалуйста, о Михаиле Антоновиче Павловском.

– Основатель, один изинициаторов и организаторов создания факультета и просто прекрасный человек. Он на тот момент был директором межотраслевого НИИ проблем механики «Ритм», и он же стал первым деканом факультета. Первые учебные планы создавались под его руководством,а это очень большой объем работы – планирование учебного процесса – Виктор Васильевич может подтвердить…

– Этт точно! – знаменитым «Борисовским басом» добавляет Виктор Васильевич, который трудится в этом же кабинете.

– Это кирпич, на котором стоит весь процесс обучения. Павловский запомнился мне как чрезвычайно сильный ученый, академик, настоящий человек от науки...

II

– Мои воспоминания о Павловском? Самые-самые восторженные! – говорит Елена Николаевна Нечипоренко, преподаватель теории надежности и аэронавигационных систем. К сожалению, при создании факультета я не присутствовала, тогда я еще здесь не работала… Я заканчивала приборостроительный факультет Политеха, и когда я училась, среди студентов ходила легенда о Павловском (мы тогда еще не были знакомы), что он единственный среди дипломников вместе с дипломным проектом защитил и кандидатскую диссертацию сразу! Только потом я узнала, что это байка, и что свою кандидатскую он писал несколько позже, но уважением у преподавательского состава пользовался всегда. 

Он возглавлял кафедру теоретической механики КПИ, бессменным заведующим которой был в течение 26 лет. Видный ученый, преподаватель и организатор учебного процесса – Михаилу Антоновичу было даже присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники Украины». И, по-моему, он был на тот момент единственным членом-корреспондентом Академии Наук Украины в нашем ВУЗе. Когда я защищала свою диссертационную работу – труд был действительно и безложной скромности блестящий, и Павловский сразу это оценил. Я была приглашена к нему на работу, он еще и выступил с речью сразу после моей защиты, хотя обычно оговаривается, кто будет твоим «оппонентом». Михаил Антонович был тогда председателем ВАКа и то, что он выступил на моей защите, было очень почетным.

Это была уже даже не перестройка, а «послеперестройка» – довольно тяжелое время – мы с Михаилом Антоновичем трудились вместе с 1988 года, но потом экономическая ситуация стала такой, что нам практически ничего не платили, я была преподавателем-совместителем и решила уйти на другое предприятие. Михаил Антонович так и не подписал мое заявление об уходе, так он дорожил людьми, увлеченными наукой и просто хорошими инженерами. 

Что мне очень нравилось, так это его отношение к своим подчиненным. Он не относился к ним, как к индифферентной массе – он всех знал по именам. Когда стал деканом – знал по именам большинство студентов, особенно тех, кто хорошо учился. У него был талант собирать вокруг себя самых талантливых и способных людей, многие были Ленинскими стипендиатами, он очень трепетно относился к специалистам. Он не боялся конкурентов, есть такие завкафедрой, которые не очень любят молодых одаренных специалистов, а Павловский всегда давал дорогу и поддерживал таких, как Александр Васильевич и другие.

Он был настоящим ученым и, в тоже время, был по-настоящему государственным человеком, он мог пробивать проекты, помогать своим сотрудникам, унего были очень хорошие связи с Министерством авиационной промышленности, и т.д. Когда стал заниматься политикой – получил второе образование, в 1997 году стал доктором экономических наук. Павловский был Министром промышленности Украины и правой рукой Ю.В.Тимошенко. Еще, кстати, он написал прекрасную книгу по экономике, но связанную с техникой, там он переносил принцип работы и управления государством на какой-то сложный механизм. Все, за что он брался, ему удавалось. О его смерти в 2004, я узнала случайно – после тяжелой болезни скончался великий человек… Но осталось его детище – наш факультет.

III

Владимира Васильевича Гавриленко я подкараулила во время лекции. О создании факультета он готов рассказывать всегда и подолгу. 

– На месте 28 корпуса раньше был сад и многие из ректората были против этой постройки. А потому…. лаборатория Збруцкого рубила деревья, Слюсарь Виктор Михайлович огораживал площадку. Кандидаты, известные люди из «Ритма», который до этого все ютились по подвальным помещениям… Лаборатория Александра Васильевича тогда находилась на чердаке первого корпуса. Сейчас, кстати, где-то у нас на первом этаже находится легендарный рабочий стол, на котором писалась докторская диссертация Збруцкого… Когда ректорат сказал категорическое «нет» постройке нового корпуса, Павловский– это было очень в его духе – собрал известных в науке людей, техническую элиту, и все начали заниматься нашим корпусом. Финансирование находил Михаил Антонович. Могу сказать одно – никто работы не гнушался, одевали старую «трудовую» одежду когда надо – платили рабочим, что могли – делали сами. У некоторых, от того, что таскали тяжелую мебель – были огромные синяки на руках, рвались сосуды … Был забавный эпизод, когда мы срубили все деревья, их было необходимо сжечь, но нас попросили жечь на маленьком костре. Задымило просто ужасно!.. Приехала пожарная служба. Мы положили в костер кусок проволоки. Спрашивают:

«Что вы делаете?» – «Отжигаем проволоку, чтоб была мягче», - отвечаем мы. «Вы студенты?» Мы уже давно были не студентами, а некоторые из нас уже были кандидатами и докторами, но нам почему-то поверили и подумали, что с обычных студентов и взятки гладки. Пожарные уехали, а мы продолжили работу… Сам корпус строился ударными темпами и вскорости уже был готов. 

Михаил Антонович построил этот факультет и дал ему жизнь, а Александр Васильевич сделал из ФАКСа то, чем онявляется теперь – факультетом, о котором знают, и с которым в КПИ считаются. Думаю, что маленьким журналистским расследованием и отдельной статьей должна стать история о лаборатории, в которой раньше трудился наш декан. А сейчас просто радуйтесь, что ценой посильного и непосильного труда наших преподавателей, километров нервов и миллиардов новых идей, мы получили именно такой ФАКС, к которому мы привыкли, и который мы очень любим.

Александра Молодчик

 

Страниц Страница 1 из 1 1
Опубликовано: 18.09.09 | Просмотров: 3898 | | Печать
О сайте

Вас приветствует студенческий сайт факультета авиационных и космических систем НТУУ «КПИ».

У нас вы найдете новости ФАКСа, КПИ и Киева, учебные материалы, фотографии и многое другое. 

Случайное фото
image_053.jpg